Философия боевых искусств и развитие духа.


Людям, созидающим себя посвящается

ФИЛОСОФИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ И РАЗВИТИЕ ДУХА

 

В бою нет места для рефлексии,
поэтому:
истинное мужество воина -
жить тогда,
когда надо жить
и умереть тогда,
когда надо
умереть!

Истинно странное и непостижимое существо человек. С тех пор как он осознал себя разумным - "цивилизовано" воюет. В перерывах между войнами пишет книги и снимает фильмы, прославляя войну и разного рода насилие. Стремиться сохранить мир, но не знает как, - это "военная тайна". Хочет прожить долгую и счастливую жизнь, но ничего толком не знает о том, как сделать её хотя бы радостной и здоровой, живя по простым и понятным ему и окружающим правилам. Люди с испорченой фигурой, обвислым подбородком, выпирающим животом, изможденным лицом и хронической синевой под глазами, люди с сигаретой в одной руке и бутылкой пива в другой - становятся нормой современной жизни, не вызывают отторжения у большинства членов общества. Как будто бы заботясь о здоровье, человек только и делает, что его гробит, уничтожая себя, близких своих и собственную среду обитания, пребывая в пустых разглагольствованиях о душе, пряча слабые, деградировавшие и немощные тела под цветистым тряпьем, погрязая в праздности, обжорстве и пьянстве, унижая себя досужими жалобами, досаждая тем самым знакомым и близким, лелея и взращивая хвастовство и непомерную гордыню, не зная, как воспитать себя и детей своих…

У большинства людей путь физического тела - есть путь прогрессирующей деградации. Школьные физкультурные навыки и успехи зачастую расцениваются, как большие и весомые достижения о которых, вспоминают в назидательных разговорах с сопливыми потомками, происходящих на фоне постоянного угасания собственных физических возможностей. Между тем, физическое и духовное тела человека, не зависимо от его воли, проходят в течении жизни определенные этапы эволюции. И, если, собственное физическое тело человек периодами пытается культивировать и лелеять, то путь ментального тела человека более сложен и, порой, трагичен. Основная масса людей прекращают духовные поиски, учебу и образование уже после окончания школы или института. Об осознанном, планомерном взращивании и воспитании характера, определённых его черт в большинстве случаев речи вообще не идет. "Уроки мужества" и идеал человека современного каждый желающий может лицезреть не выходя их собственной квартиры, воспользовавшись телевизором. Средством расширения кругозора становится, в лучшем случае, просмотр газет, телесериалов и ток-шоу, и советы соседа по даче - "дяди Васи", а приобретенный скудный жизненный опыт считается достаточным для успешной ориентации в жизненных коллизиях. Многими нашими современниками во главу угла ставиться умение приспосабливаться и делать деньги, а нужными и необходимыми - только те знания, которые способствуют их (денег) добыче. При этом моральная сторона вопроса уходит на тридесятый план. Попойка с убийством животных - называется светской охотой и средством расслабиться и выпустить пар. Равнодушие к старикам и детям, повсеместная грубость, агрессия, мелкое и крупное предательство и умение идти напролом в "решении вопросов" - становится нормой…
Многие и многие, прожив жизнь, не желают осознать, что существует шкала духовного развития, а потенциал и духовные качества личности соответствует определенной ее (шкалы) точке. Тем более, не каждый понимает, что само наличие необходимого набора духовных (да и физических) качеств, не является достаточным условием на пути к прогрессу и совершенствованию личности.

Любое общество, цивилизованное, либо нет, имеет свою своеобразную культуру. Развитая культура формируется, как за счет материальной составляющей общества (библиотеки, музеи, хранилища, фонды ets) и его отдельных граждан, так и посредством мыслительной деятельности членов общества, наличия культурной и духовной традиции. Крайне необходимо наличие той прослойки общества, которая способна нести в себе эту традицию и формировать современную культуру. Повторим: огромное значение имеет наличие культурного и духовного наследия, вековых традиций.
У определенных социальных групп существует свои взгляды на мир, общие для них проблемы и способы их разрешения. При этом говорят о философии мышления различных групп общества. Зачастую, эти взгляды базируются на жизненном опыте предыдущих поколений (эмпирическом опыте), передающимся от отца к сыну, в другом случае их основой являются теоретические измышления гениев-современников, как правило идущих на поводу у политиков и толстосумов, духовная жизнь которых, отдалена от жизни масс, как подножие и вершина одной и той же горы. Огромную роль играют, также, и религиозные представления личности. Однако, именно собственный жизненный опыт, включающий опыт разума, духа и тела наиболее важен для индивида. Достойны жалости те, кто и в преклонном возрасте из-за слабоволия или недостатка культуры и интеллекта не способны опереться на свои собственные знания и жизненный багаж. Такие люди всю жизнь остаются марионетками в умелых руках кукловодов. Они как дети наивны, доверчивы и легко поддаются манипулированию. На них направлено пристальное внимание идеологов политических технологий, деятелей всевозможных религиозных течений, психологов, работающих на нужды определенных групп общества. Все это надо понимать, открывая газету и включая телевизор, вступая во всевозможные экзотические организации.

Для приобретения достаточного жизненного опыта необходимо … жить! В начале жизни человек подобен кубу, катящемуся по неровной, извилистой дороге (пути) со многими и, порой, жесткими препятствиями. Постепенно, торчащие грани отламываются или стираются. Куб округляется, движения его не такие резкие, их даже можно посчитать наполненными величием и внутренним содержанием и смыслом. Человек, приобретая жизненный опыт, учится жить. У каждого своя дорога, свои препятствия и ошибки, свои возможности к адаптации и преодолению. Каждый по-своему осмысливает процесс продвижения по Пути, каждый учится, в первую очередь, на своих собственных ошибках.
Проблема обычного человека состоит в том, что он пишет, но не читает; говорит, но не слушает; слушает, но не вникает; смотрит, но не видит; желает быть уважаемым, но не уважает сам, и, в итоге, ищет, но не находит…


Философский подход к жизни адепта боевых искусств состоит в том, чтобы увидеть себя и оценить свои мысли и действия со стороны, соотнести их с мировоззрением, на котором на данный момент опирается духовная составляющая его личности, осознать свой собственный Путь и предназначение. Поняв, а скорее почувствовав, все это человек становиться взрослым. Поэтому, бывают взрослые дети и пожилые младенцы.

Подитожим:

для становления человеческой личности огромное значение имеют устои общества в котором он живет, его (общества) культурные традиции, окружающая речевая среда, наличие осознаной целенаправленной деятельности, понимание своего места и роли в этом мире, желание совершенствоваться и постигать.

КАК ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ ЗАПАДНЫЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ И ФИЛОСОФИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА?

Восточная философия отличается от западной, как методом изучения мира и человеческого бытия, так и самим предметом рассмотрения.
Западная философия более абстрактна, нацелена на самокопание и теоретизирование о несущественных для практической жизни вопросах. Например, одним из важнейших вопросов философии Запада всегда считался вопрос первичности материи над сознанием. В этом смысле западного ученого и философа всегда сильнейшим образом интересовало, что откуда берется и куда потом девается. Восточный же подход состоит в том, как это нечто, в первую очередь, использовать в практической жизни. Для практической жизни менее важна внутренняя природа явлением или события, а более последствия и явления при практическом контакте с ними.
Изучая природу и человека (и "успешно" разделив их), испытав эйфорию первых открытий, западноевропейская наука пришла к неверному выводу о том, что человек - это всего лишь физико-химическая совокупность атомов и молекул, а это значит, что ничего, кроме физического тела, не существует. На самом деле это совсем не так...
Как западноевропейская наука стала изучать это физическое тело? Очень просто: разделила его на органы и системы и создала институты для их изучения - институт мозга, глазной, урологический, гастроэнтерологический и т.д. При таком делении на части было выброшено самое главное, что делает организм системой и едим целым, - это информационно-энергетические связи, существующие между органами, которые представляют не что иное, как второе или энергетическое, тело. При нарушении в нем циркуляции энергии рождаются многочисленные функциональные расстройства и т д и т п. Сами же проблемы энергетического плана в значительной степени связаны с эмоциональным фоном и здоровым образом жизни, которые в свою очередь основаны на понимании себя и окружающего мира.
Для человека Пути, стремящегося к действительному развитию, пониманию жизни и мастерству в своем деле, не так важен вопрос первичности материи или сознания друг над другом (если это не является предметом его профессиональной деятельности), как их гармония и корреляция.

Традиционные школы боевых искусств всегда были и останутся школами жизни. С малых лет учителя (не тренеры!) должны особое внимание уделять развитию не только физической, но и духовной составляющей личности. В процессе многолетней практики с ростом физической боевой мощи, вопрос равновесия силы и духа становится все острее и, в первую очередь, это более важно для самого индивида, чем для общества и окружающих.

Для развитого духа бойца характерен высокий уровень следующих качеств:

-интуиция (предвидение),
-представление (визуализация),
-сосредоточение и контроль психического состояния (концентрация),
-высокоразвитые рефлекторно-кординационые возможности,
-быстрая психическая и физическая адаптация к возможным внутренним и внешним изменениям,
-прекрасная память, способность к быстрому обучению,
-высокоразвитое, на грани искусства, чувственное восприятие…

Этические и моральные принципы также должны присутствовать в достаточной мере.
Развивать духовную составляющую необходимо с раннего детства. Ребенок это просто маленький человек. Очень способный, высокочувствительный и быстро обучающийся человек, существо с огромным потенциалом развития. Таким образом, мы подходим к этому вопросу в боевых искусствах.

Восточная философия - направлена на поиск путей единения с природой, гармонии макро и микрокосмоса и при этом воспринимает человека как неотъемлимую часть окружающего его мира. Она (философия) вырастает из недр повседневной жизни, что, несомненно, более естественно, так как идет от "земли и неба" и не требует надуманных умопостроений, чрезмерной понятийной базы для своего же собственного описания и изощренного, оторванного от "земли" сверхразвитого абстрактного мышления. Восточная философия оперирует близкими человеческому разуму понятиями - Вода, Земля, Огонь, Дерево ets. Очень наивно было бы сводить подобный подход к примитивизму и т п.
Говоря серьезно о боевых искусствах мы констатируем, что достаточный
прогресс достижим только при многолетней ежедневной физической и духовной практике и следовании традиции, замешанным на необходимой степени аскетизма. В таких условиях формирутся особый опыт и мировоспиятие мира адептом боевых искусств. Очевидно что, восточная философия более преемлема для их (боевых искусств) постижения и является прекрасной методологической базой и способом координации духа и тела с окружающим миром. Понятно, что человек Запада, практикуя боевые искусства, в той или иной мере неизбежно приходит к философским концепциям Востока! Заметим, что это справедливо для адептов традиционных, а не спортивных школ БИ.
После долгих лет занятий БИ становится абсолютно очевидным то, что истинное мастерство и овладение благой силой возможны только через проявление силы намерения (воли), интуицию, сосредоточение, способность создавать, контролировать и удерживать особые психические состояния, понимание функционирования органов и систем организма и их взаимосвязей, умение моделировать возможные ситуации и варианты их разрешения…
При этом адепт традиционной школы боевых искусств преломляет видение мира через систему взглядов, необходимых ему для собственного совершенствования на пути постижения мастерства. Как правило, этот набор включает в себя:

-кодекс чести,
-додзе кун (правила поведения, регламентирующие отношения между членами одной школы),
-рэйги (знание и следование принятому в школе этикету и порядку),
-какую-нибудь разновидность дзенской практики, необходимую для тренинга, направленного на инициацию дополнительного потенциала сознания,
-общие познания об окружающей природе и внутреннем мире человека,
-знание вопросов физиологии и психологии, поведенческой деятельности личности,
-изучение стратегии и тактики применительно как к боевым, так и житейским ситуациям и т. п.

Понятно, что кропотливое изучение подобных дисциплин помогает сделать шаг к глубинному пониманию, как общих вопросов бытия, так и человеческого существа в целом (что ничуть не проще), стать человеком искусства, человеком Пути.
Независимо от своей национальной, либо религиозной приверженности все Мастера планеты во многом схожи. Действительно, после долгих лет строгой дисциплины духа и физической практики, размышлений и одиночества в мире, полном людей, после встреч с выдающимися учителями и книгами, к ним приходит, таки, понимание Пути. Мы узнаем таких людей по лицу, взгляду, внутренней силе, манере общаться, присущей им особой энергетике …
На вопрос средне статистического обывателя: "а что это у вас там за такая особая философия?", мастер только пожмет плечами. Осознавшему Путь нет необходимости доказывать свою правоту.
Все мы люди одной планеты. Ноосфера не имеет государственных границ. Человек способен чувствовать и понимать намерения другого человека, говорящего на другом языке и мыслящем иначе. Есть тонкие структуры сознания и материи, движения ментальной сущности человека и мы способны это воспринимать. Придет время - и мы осмыслим их природу …

Продолжение следует ...

Автор: Сергей Мирутенко, 7 дан, шихан, академик РАКШ
Дата: 9 июля 2012.